Общественный смотр знаний по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»
ХОД УРОКА
- Организационный момент, вступительное слово учителя о целях урока
Ребята, сегодня у нас общественный смотр знаний по теме « Важнейшие классы неорганических соединений». Вы покажете свои знания учителям нашего района и присутствующим гостям.
Учитель. Целью сегодняшнего урока является повторение и обобщение знаний по этой теме:
«Важнейшие классы неорганических соединений»
Обратите внимание на схему от названия темы вниз идут четыре стрелки. Пустые места под стрелками мы будем заполнять по мере отгадывания загадок. Загадки у вас на столах.
Давайте прочитаем их. Заполняем схему.
- Повторение свойств оксидов
Учитель. Ребята, отгадайте что это?
Я у древних химиков самым главным веществом считалась. «Начало всех начал», – говорил греческий ученый Фалес, живший в VI в. до н.э. и утверждавший, что окружающий мир возник из меня – «первичной материи». Я в древности считалась матерью жизни и смерти. Мне поклонялись, а по преданиям древней Руси во мне жили русалки и водяные.
Я у древних народов Азии в прошлом служила причиной войн и борьбы.
Я являюсь вечным двигателем, который не ломается, не ржавеет, не горит, не гниет и никем не уничтожается. Кто я?
(О т в е т. Вода.)
Учитель. К какому классу веществ относится вода?
Какие вещества называются оксидами?
Приведите классификацию оксидов.
Прошу выйти к доске Оксану и Сергея.
Учитель. Ваши знания об оксидах мы проверим экспериментально. Используя опорную схему (схема 1), вам надо доказать, что СuО и СаО – основные оксиды, а СО2 – кислотный оксид. Но перед тем как выполнять эту работу, мы вспомним технику безопасности при работе с химическими веществами.
- Как надо обращаться с химическими веществами при выполнении работ?
- Что надо делать при попадании кислот и щелочей на кожу?
- Как правильно закреплять и держать пробирку при нагревании жидкости?
Пока они размышляют над своими экспериментами, мы с вами проведем самостоятельную работу.
Самостоятельная работа№1
Формулы, каких оксидов вы должны вписать в клеточки с вопросительными знаками? Листочки с выполненными работами сдайте комиссии.
Учитель. Ну а теперь, будущие химики, расскажите о своих экспериментах.
Учащиеся у доски демонстрируют и комментируют опыты.
На доске пишут уравнения реакций:
СаО + Н2О=
СuО + Н2SO4=
CO2 +Ca(OH)2=
А как можно еще получить карбонат кальция
СО2 +СаО=
- Повторение свойств оснований
Учитель. А теперь, ребята, понаблюдаем за моими действиями.
(Проводит опыт взаимодействия кальция с водой ).
Кальций – металл серебристо – белого цвета, он является активным металлом, поэтому по ТБ он хранится как игла, на кончике которой находится смерть Кащея.
При помощи фенолфталеиновой бумаги показывает, что получился гидроксид кальция.
Написать уравнение реакции: Са + Н2О =
Ребята, а как Сережа с Оксаной получили гидроксид кальция?
Какой же вывод напрашивается по ним?
Ученик. Основания получаются при взаимодействии активного металла с водой и оксидов активных металлов с водой.
Учитель. Какие вещества называются основаниями?
Вспомните классификацию оснований .( растворимые и нерастворимые)
Ребята, растворимые основания или щелочи у нас есть в лаборатории, нам их присылают. А вот нерастворимых оснований готовых нет. Мы их получаем сами, проводим опыты. Ваша задача – получить Cu(ОН)2.
Я, конечно, могу вам немного подсказать теоретически… У меня здесь спрятана запись уравнения реакции получения Cu(ОН)2.
Кто-то стер часть записи, что же делать?
… + … = Сu(ОН)2 + …
Восстановите запись в тетрадях. И получите практически из веществ, данных в пробирках, Сu(ОН)2.
Камилла восстанавливает запись на доске.
Олег проводит опыт взаимодействия CuSO4 с NaOH на демонстрационном столе.
Какие еще свойства щелочей вы знаете?
Взаимодействие с кислотами –
С кислотными оксидами —
Самостоятельная работа №2
- Повторение свойств кислот
Учитель. Дайте определение кислотам.
Как классифицируются кислоты?
Какая характеристика ортофосфорной кислоты лишняя: трехосновная, бескислородная, кислородсодержащая, растворимая.
Свойства кислот
Проведем небольшую исследовательскую работу. Перед вами три пронумерованные пробирки. Вам надо определить, в какой пробирке находится кислота. (Набор реактивов NaOH, H2SO4, Н2О, метилоранж.)
Соли.
Учитель. Если в кислоте атом водорода я заменю на атом металла, то что я получу?
Самостоятельная работа №3
Напишите формулы веществ, которые получаются при взаимодействии натрия и кальция со всеми кислотами из таблицы (см. таблицу).
Серная | Азотная |
Угольная | Фосфорная |
Соляная | Сероводородная |
Бромоводородная | Кремниевая |
(Учащиеся пишут формулы солей, затем все вместе их проверяют.)
Мы получили с вами соли.
Учитель. Дайте определение солям.
Ученые подсчитали, что человек в день употребляет 12–15 г поваренной соли. Сосчитайте, сколько соли вы потребляете за месяц, за год. Сколько соли вы съели за свою жизнь (14 лет).
Ученики проводят подсчеты, проверяют вместе с учителем.
За месяц: 15 г•30 = 450 г, за год: 450 г•12 = 5,4 кг,
за 14 лет: 5,4 кг•14 = 75,6 кг.
- Подведение итогов
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Повторив свойства и способы получения этих веществ какой вывод вы можете сделать.
Ответ: вещества, относящиеся к разным классам неорганических соединений, связаны друг с другом. Взаимосвязь веществ разных классов отражают генетические ряды.
Учитель. Теперь мы с вами подведем итоги. Какая связь существует между основными классами неорганических соединений?
Ответ «Генетическая связь».
Групповая работа
Задание: Написать уравнения реакций генетической цепочки:
1 группа — кальция, 2 группа – углерода,
3 – группа – меди, 4 группа – серы.
Далее 1 и 2, 3 и 4 группы совместно соединяют генетические ряды и пишут формулу соответствующей соли.
Ребята, какое творческое задание было задано на дом — написать стихотворения о солях. Прочитайте, пожалуйста.
Покажите на схеме, какими способами можно получить эту соль.
Самостоятельная работа № 4
И для закрепления того, что мы с вами прошли, выполним тест. В задании по вариантам выберите правильный ответ и обведите красной ручкой или фломастером соответствующие точки на рисунке (забавная рожица). А теперь эти точки соедините линией. Затем поднимите свои работы, и я увижу ваши улыбки.
Забавная рожица для ответов на вопросы теста. Верхний ряд кружков соответствует ответу «а», средний – «б», нижний – «в».
Если ответы верные, то получается улыбка, как показано на рисунке
Домашнее задание
Учитель. Пришла телеграмма: «Пропали вещества А и В, вместо них появилось неизвестное вещество С».
Вам надо разыскать эти вещества.
О ходе вашего путешествия и поисков напишите или нарисуйте (в виде какой-нибудь творческой работы), а на следующем уроке мы подведем итоги ваших работ.
- Заключение и критерии выставления итоговой оценки
Учитель. С какой трудностью вы столкнулись и как вы решили эту проблему? Что понравилось и не понравилось на уроке? Почему?
(Выслушивается мнение одного-двух учеников. Подводятся итоги.)
- Если все задания выполнены и большая часть оценок «5» – поставьте «5»;
- если все задания выполнены, но преобладает оценка «4» – поставьте «4»;
- если задания сделаны на оценку «3» или «4», или есть прочерки – поставьте «3»;
- если вы не справились с двумя и более заданиями – поставьте прочерк
Т е с т
Вариант 1.
- Из предложенного перечня выберите основной оксид:
- Na2O;
- SO3;
- Р2О5.
- В результате взаимодействия оксида серы(VI) с водой образуется:
- основание;
- кислота;
- соль.
- В растворах щелочей фенолфталеин имеет цвет:
- бесцветный;
- синий;
- малиновый.
- 4) Какой металл не реагирует с соляной кислотой?
- Натрий;
- серебро;
- цинк.
- 5) Вещества какой пары могут реагировать между собой?
- NaOH + HCl;
- NaCl + Zn;
- Аu + H2SO4.
Вариант 2.
- Из предложенного перечня выберите кислотный оксид:
- СО2;
- СаО;
- K2О.
- В результате взаимодействия оксида натрия с водой образуется:
- кислота;
- щелочь;
- соль.
- В растворах щелочей лакмус имеет цвет:
- бесцветный;
- фиолетовый;
- красный.
- Что из перечисленного не подходит для характеристики соляной кислоты?
- Сильная;
- двухосновная;
- бескислородная.
- Вещества какой пары могут реагировать между собой?
- Zn + НСl;
- Fe(OH)3 + SiО2;
- Ag + H2SO4 (разб.).