ТРИЗ | Юнусова Гулия Латыповна
19 февраля 2012 - Блог    Ожидает 1комментарии

ТРИЗ

Тезисы.

Юнусова Гулия Лапыповна, учитель химии — биологии, МОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа», Республика Татарстан, Тукаевский район, п. Комсомолец.

Современное общество делает основной упор на человека, творческого, умеющего нестандартно мыслить. На своих уроках, для развития творческого мышления учащихся при обучении биологии, я применяю элементы теории решения изобретательных задач (ТРИЗ).

В разработке урока «Корень, его строение, формирование и его функции» использованы творческие задания и методы их выполнения, как при изучении темы, так и в практической части.

Организация учебной деятельности учащихся для эффективного развития творческих способностей.

Современное общество делает основной упор на человека, творческого, умеющего нестандартно мыслить. Путь человечества – это путь постановки и решения самых разнообразных задач.

На своих уроках, для развития творческого мышления учащихся при обучении биологии, я применяю элементы теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). На уроках ввожу биологические проблемы – творческие задачи разного характера. Например, задачи продуктивного характера предполагают перенос изученных закономерностей в новые условия и поиск новых знаний; большинство продуктивных задач носит проблемный характер, и требуют анализа противоречий, выявления его причин и разрешения противоречия. А ведь именно противоречия и есть двигатель науки: листопад у деревьев умеренного климата бывает поздней осенью, как приспособление, уменьшающее зимнюю засуху. А вот у тропического дерева баобаба листья опадают в разгар лета. Какого значение летнего листопада? (Летний листопад в тропиках уменьшает возможность гибели деревьев от засухи, ослабляя испарение). Для эффективного развития творческих способностей учащихся в рамках каждой темы использую творческие задания и методы их выполнения, как при изучении темы, так и в практической части.

Тематическое планирование для 6 класса по теме:

«Строение и многообразие покрытосеменных растений».

(15часов)

Строение и основные органы цветковых растений. Строение семени. Прорастание семян. Корень, его строение, формирование и функции. Строение и формирование побега. Почка. Видоизменение побега. Стебель и его строение. Проведение веществ. Лист, его строение и функции. Фотосинтез. Цветок – орган полового размножения. Опыление. Соцветия. Формирование семени и плода. Значение цветковых растений в жизни человека. Творческая биография Тимирязева.

Практикум. Изучение строения цветков. Проращивание семян двудольных и однодольных растений (сравнительный анализ строения корней двудольных и однодольных растений). Решение биологических проблем с помощью метода контрольных вопросов.

Конспект урока.

Корень, его строение, формирование и его функции.

Цель: Познакомить со строением корня (внешним и внутренним), его функциями, видами корней.

Задачи: Научить учащихся работать в группах, не бояться высказывать свои мысли, уважать мнение других.

Оборудование: микроскоп, микропрепарат «Корень», гербарий растений, таблица «Корень».

Ход урока .

I. Организационный момент.

II.Изучение нового материала.

1.Совместное открытие знаний.

Составляется схема — функции корня:

А) закрепление в почве

Б) накопление запаса питательных веществ

В) проведение веществ к стеблю

Г) поглощение воды и минеральных веществ.

2.Как должен быть устроен корень, чтобы выполнять эти функции?

Работа по группам.

А – 1 группа изучает внешнее строение корня, виды корней, работая с гербариями и учебником, заполняет таблицу – «Типы корневых систем».

Название растения Тип корневой системы Особенности строения корневой системы

Б – 2 группа выполняет лабораторную работу с микропрепаратом «Клеточное строение корня» и с учебником, заполняет таблицу:

Название зоны Какими клетками зона образована Её функции

3. Обсуждение работ.

4.Составление схемы – «Движение минеральных веществ из почвы в стебель растения».

Корневой волосок (зона всасывания) — зона проведения —клетки стебля.

5.Закрепление — метод контрольных вопросов.

1. Выкорчевывать сухие деревья удается с трудом, т.к. у них много корней. Зачем им столько корней?

2. Какова причина движения веществ?

3.Если поставить срезанные цветы в воду, то уровень воды в вазе быстро поднимается, хотя корней нет. Почему?

4. Как объяснить, что растения пустынь имеют длинные корни, а в тундре корни расположены у поверхности?

5. Ученик, измеряя корни растений одного вида, собранных с разных почв, получил следующие результаты: 10см, 30 см, 60 см. В какой почве могло расти каждое из растений: черноземной, песчаной, глинистой?

6. Для чего огородники прищипывают стержневые корешки растений (томатов капусты)?

7.Оказывается, окучивают не только картофель, но и капусту, томаты. Как вы думаете, почему?

5. Домашнее задание. § 19,20(по Пасечнику).

Творческая работа.

С помощью, каких опытов можно наблюдать наличие корневого давления и присасывающего действия листьев? Составьте план исследования.

Анализ усвоения материала и интереса учащихся к теме.

Урок соответствовал обязательному минимуму биологического образования и требованиям программы. На уроке были использованы продуктивные задания вместо пересказа, что активизировало работу учеников и повысило интерес к теме. Оптимальное сочетание избранных методов и методических приемов обучения позволило усвоению материала в полном объеме, что подтвердилось при закреплении методом контрольных вопросов – активность составила 100% и при выполнении творческой работы дома – 94%. Такие уроки направлены на воспитание функционально грамотной личности, которая способна решать самые различные, возникающие в жизни задачи. Ученики учатся результативно мыслить, работать с информацией, применять знания.



Есть что сказать? Оставляем комментарий!