Испарение воды листьями – транспирация. Листопад
Задачи: познакомить учащихся еще с одной функцией листа, расширить понятие о взаимосвязи организма со средой обитания; продолжить формирование умения объяснять результаты опытов; воспитание любви к природе.
Обрудование: опыты по испарению воды растениями, таблица строение устьиц, репродукции картин с осенним пейзажем, коллекция «Осенняя раскраска листьев».
I.Актуализация прежних знаний.
Заполнить таблицу:
Признаки процесса | Фотосинтез | Дыхание |
Где происходит | В клетках, содержащих хлоропласты | |
Какой газ поглощается | Углекислый газ | |
Какой газ выделяется | Кислород | |
Что происходит с органическими веществами | Образуется | |
Для протекания процесса световая энергия | Необходима | |
Энергия | Накапливается |
II.Объяснение нового материала.
1.Назовите, пожалуйста, функции листа.
— фотосинтез – основная функция зеленого листа;
— дыхание (дышат кислородом, выделяют углекислый газ);
— испарение – транспирация;
2.Ученики записывают число и тему урока.
3. Проводим анализ опыта, показывающего испарение воды растениями, поставленного заранее:
— Откуда на стенках колбы появились капельки воды? (Их испарили листья).
— Откуда берется вода в листьях? (Поднимается из корней под действием корневого давления). Давайте составим схему движения воды и минеральных веществ из почвы в листья.
Корневой волосок (зона всасывания) – зона проведения – клетки стебля (ксилема) – листья (межклетники) – устьица.
— Скоро наступит первый праздник весны – 8 марта, ваши мамы получат в подарок букеты цветов. Куда они их поставят? (В воду, чтобы быстро не завяли).
— но у них нет корней? Почему же вода поднимается к листьям и цветкам?
— за счет присасывающего действия листьев, которые, постоянно испаряя воду, притягивают ее из корней и испаряют ее через устьица.
– Как вы думаете от чего зависит испарение воды листьями? (от температуры, от условий среды: влажности, ветра, от состояния устьиц (старые и молодые листья).
6. Значение испарения:
— охлаждение организма
— Постоянный приток воды к листьям
— с током воды передвигаются и минеральные вещества.
III.Закрепление.
Как вы думаете, где и когда используются знания, которые вы получили сегодня на уроке?
— при выращивании растений:
во влажную погоду воды испаряется меньше, поэтому не надо поливать;
разные растения испаряют разное количество воды, это тоже учитывается при поливе.
IV. Следующие функции листьев:
Запасающая функция: видоизмененные листья запасают воду и питательные вещества.
Листья многих растений могут накапливать в себе вредные вещества, которые потом удаляются из растений в процессе листопада.
Схема листопада: хлоропласты – хромопласты – отделительный слой – пробковый слой.
Значение листопада:
- Защищает от замерзания и повреждения сосудов в холодное время.
- Облегчает вес сучьев, на которые падает снег.
- Освобождает растение от продуктов обмена веществ, накопившихся в листьях за лето.Вывод: Листопад – приспособление к неблагоприятным условиям.
Дом. Зад.36 параграф, вопросы: 1.Как приспособились растения влажных мест обитания для меньшего испарения воды? 2.У всех ли растений бывает листопад?
VI.Выполнение упражнений в рабочих тетрадях: №127, 131.
Заполнить таблицу:
Признаки процесса | Фотосинтез | Дыхание |
Где происходит | В клетках, содержащих хлоропласты | |
Какой газ поглощается | Углекислый газ | |
Какой газ выделяется | Кислород | |
Что происходит с органическими веществами | Образуется | |
Для протекания процесса световая энергия | Необходима | |
Энергия | Накапливается |
Заполнить таблицу:
Признаки процесса | Фотосинтез | Дыхание |
Где происходит | В клетках, содержащих хлоропласты | |
Какой газ поглощается | Углекислый газ | |
Какой газ выделяется | Кислород | |
Что происходит с органическими веществами | Образуется | |
Для протекания процесса световая энергия | Необходима | |
Энергия | Накапливается |