Организация деятельности учащихся по сохранению популяций зимующих птиц
В настоящее время вопрос охраны природы, бережного и разумного отношения к ней приобретают все большую актуальность. Формирование правильного отношения к флоре и фауне должно начинаться с детства.
С раннего детства мы воспитываем в ребенке любовь к родителям, родительскому дому, селу, родному краю. Воспитываем не только словом, но и всем образом жизни, поступками, отношением друг другу и к «братьям нашим меньшим».
Мною в течение года проводится огромное количество мероприятий, несущих в себе заряд нравственности. Одно из таких мероприятий «Встреча зимующих птиц», которое является одним из этапов деятельности детей по сохранению популяции зимующих птиц. Свою работу мы начали с осенних наблюдений, учащиеся 6-7классов проявили заинтересованность, и я решила эту работу продолжить. Зимой мы организовали несколько экскурсий по поселку и нашу дубовую рощу, чтобы определить какие виды птиц остались у нас зимовать. У нас появился список, который ребята постепенно пополняли, ведь небольшие экскурсии-наблюдения у них продолжались около дома. В результате этих экскурсий и наблюдений дети сделали маленькое открытие — зимой птиц больше на окраинах поселка, чем в лесу.
Следующим этапом нашей деятельности стало знакомство с особенностями питания отдельных видов птиц, позволяющих птицам переживать суровые зимние условия.
Как это ни парадоксально, большая часть детей считают, что зимой синицы питаются исключительно салом и семечками подсолнечника. Если даже человек знает, что синицы питаются насекомыми, то ничего не стоит разубедить его в этом. Зимой, мы обычно вообще не сталкиваемся с насекомыми, и нам трудно поверить в то, что маленькая птичка может ими прокормиться (то ли дело салом). Конечно, можно прожить в неведении относительно нюансов птичьей жизни и ничего не потерять. Ведь есть же люди, никогда не посещавшие театр или не читающие книги.
Эффект от познания мелких особенностей поведения и экологии всех тех существ, что нас окружают, направлен исключительно на расширение личностного информационного поля. Не случайно при обучении членов королевской семьи в Великобритании одним из обязательных предметов является орнитология.
Но вернемся к основному предмету нашего разговора. Зимой день короток, ночь холодна и длинна. Почти все светлое время суток птицы тратятся на поиски корма: ведь они должны успеть достаточно насытиться, чтобы ночью не замерзнуть. Можно рассказать учащимся, кто из птиц потребляет ягоды, кто – семена и зерновые корма.
Оказалось, что некоторые виды кормов нужно заготавливать с лета. И мои шестиклассники получают летние задания – сбор кормов для птиц: семена сорняков (лебеды, крапивы, репейника и др).
Осенью проводим «Конкурс кормушек». Сначала читаем литературу о видах кормушек, оказывается для синичек нужно сделать специальные кормушки, с маленьким отверстием-диаметром 3.2см. После выставки кормушек на празднике «Встреча зимующих птиц» мы их развешиваем и начинаем регулярную зимнюю подкормку птиц. А также ведем наблюдения за птицами, посещающими кормушки.