Организация учебной деятельности учащихся для эффективного развития творческих способностей | Юнусова Гулия Латыповна

Организация учебной деятельности учащихся для эффективного развития творческих способностей

tv-vo_1Творческие работы дают возможность создать условия для реализации и развития творческих способностей, опираясь на внутренние потребности самоутверждения, самовыражения, самореализации учеников, а также развития самостоятельности и активности. Творчество — это высшая форма активности и самодеятельности человека. Хотя научить творчеству нельзя, но можно создать условия, способствующие формированию творческой личности. Активность — качество не врожденное и не постоянное, а динамически развивающееся и прогрессирующе. На уровень творческой и познавательной активности ребенка сильно влияют отношение учителя, его стиль общения, а также настроение самого ученика. Если ученику удалось себя реализовать в творчестве, достичь успеха в тех направлениях деятельности, которые ему особенно хорошо удаются, это значительно повышает его интерес к предмету.

Творческие работы учеников состоят в создании:

  • компьютерных презентаций к урокам
  • кроссвордов
  • викторин
  • для учащихся, имеющих литературный талант — написание стихотворений и сочинений.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности.

Одним из метапредметных результатов  освоения выпускниками программы по биологии и химии являются: — овладение составляющими  проектной и исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

Основной целью работы над формированием учебно-исследовательских навыков учащихся  является: научить  ребят мыслить не только широко, но и самостоятельно, интегрировать знания, полученные на других предметах и пользоваться ими как в учебной, так и вне учебной деятельности; изменить  мышления учеников, подхода к своей учебе, а, главное, самоанализу. Воспитание ученика-исследователя открывает широкие возможности для развития активной творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия. Эта работа помогает учащимся в профориентации и в выборе будущей профессии. Здесь применимы технологии рефлексивного характера, развивающие полноценную личность ученика и позволяющие ему готовиться к дальнейшему обучению в ВУЗе.

Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Понимая это, я уже на протяжении нескольких лет привлекаю моих учеников к  исследовательской деятельности.

В 2010-2011 учебном году исследовательская работа ученика 7 класса — Мингалимова А. была представлена на Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» на тему «Природа нас одарила умом, чтобы мы разгадывали ее тайны».

В 2011 – 2012 учебном годуАхунов И – ученик 11 класса участвовал в Московском международном форуме «Одаренные дети – будущее России» с исследовательской работой на тему «Взаимосвязь и взаимодействие человека и природы, их совместное сосуществование», гдестал обладателем диплома второй степени по номинации «Союз юных экологов» Московского Международного форума «Одаренные дети».

В 2012 – 2013 учебном году Закирова А. – ученица 10 класса приняла участие во II-ых Республиканских научно-практических чтениях имени А.С. Тайсина, КФУ, с исследовательской работой по теме: «Исследование водоемов п.Комсомолец Тукаевского муниципального района методом био-тестирования».

Гайнеева Н.- ученица 10 класса, стала лауреатом  муниципальной научно – практической экологической конференции школьников  «Природа и мы» города Нижнекамска и участвовала в  республиканской олимпиаде по экологии с исследовательской работой «Влияние антропогенных факторов на дубовую рощу».

Латыпова Э.- ученица 11 класса, в 2013г. участвовала  в Республиканском творческом конкурсе «Пушкинские чтения» и стала дипломатом 3 степени.

Также мы проводим групповые исследовательские работы и участвуем в республиканских и всероссийских мероприятиях так: в 2012 году участвуяво втором республиканском турнире  юных биологовЛатыпова Эльза в личном первенстве заняла 3 место. Коммуникативные универсальные учебныедействия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей. Коммуникация обслуживает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности – установление контактов, кооперацию, а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнера. Именно этому учатся участники игры ТЮБ, когда выступают в разных ролях: докладчика, оппонента и рецензента.

В 2014 году  учащиеся 7 класса приняли участие во всероссийском сетевом проекте «Следствие ведут Знатоки».

В ходе работы над исследовательским проектом возможно и целесообразно развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования. А также развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы.

Во время работы над исследовательским проектом каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у негознания и опыт, продемонстрировать  свою компетентность, ощутить успех.

Ключевое звено мониторинга исследовательской деятельности учащихся  — защита исследовательских работ и творческих проектов. Этап «защиты» выполненной исследовательской работы или творческого проекта пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершённым. Защита — венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. В ходе защиты ребёнок осваивает важные элементы самопрезентации: учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится убеждать других, доказывая свою точку зрения.

Мои ученики выполнили  следующие исследовательские работы:

  • «Влияние антропогенных факторов на Дубовую рощу»
  • «Влияние времен года на развитие творческой активности»
  • «Мастерская природы»
  • «Влияние минеральных удобрений на рост растений»
    и другие.

Обучение на основе проектной деятельности — это один из методов развивающего обучения, направленный на выработку самостоятельных умений (постановки проблемы, целей и задач, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, предполагаемое решение). Данную методику широко использую в 7- 11 классах. Цели, которые ставят учащиеся при работе над проектом: расширение и углубление знаний по теме, овладение навыками самостоятельной работы с дополнительной литературой и другими источниками информации; обучение правильному оформлению проектной работы, созданию презентационного материала. Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, приобщает школьников к необходимости самостоятельного решения жизненно важных проблем.

Обучающиеся, выполняя   проект «Школьное  питание»,  актуализировали знания о витаминах и белках  и предложили свои варианты школьного меню.

Целью технологии  развития творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением  элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) является  формирование навыков работы с информацией, умение её получать, преобразовывать и творчески использовать для исследовательской или практической деятельности.

В основе урока, построенного по данной технологии, лежат основные компоненты научного исследования:

  1. Постановка проблемы, цели и задач исследования.
  2. Выбор методов исследования.
  3. Теоретический анализ проблемы.
  4. Практическая проверка теоретической модели.
  5. Составление выводов и предложений.
  6. Оформление списка использованной литературы.

Моя методическая тема следующая: «Формирование универсальных учебных действий учащихся посредством интеллектуально — творческих игр». В своей практике я использую игровые методы.   Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры.

Если ученику удалось себя реализовать в творчестве, достичь успеха в тех направлениях деятельности, которые ему особенно хорошо удаются, это значительно повышает его интерес к предмету. Для учащихся, имеющих литературный талант, творческая работа – это сочинение стихов.

Не всем ученикам дан талант:  писать стихи и  умение исследования, но в нашем предмете и для них есть способы развития творческих способностей.Например: участие в фотоконкурсах, конкурсах поделок: кормушки, скворечники и др.

Закончить свое выступление я хочу словами китайской пословицы:

Скажи  мне – и я забуду,
Покажи мне —  и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь.

Скачать презентацию. 18 мегабайт. Формат - Power Point

Скачать презентацию. 18 мегабайт. Формат — Power Point




Есть что сказать? Оставляем комментарий!